35

Иммиграция в Чехию Бизнес в Чехии

Американский лоббизм в России

10 марта в рамках 11-й ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в России вице-президент США Джозеф Байден еще раз заявил о необходимости вступления России в ВТО, месяцем ранее то же сделал Барак Обама в Торговой палате США. Оба намерены работать с конгрессом, чтобы предоставить России статус нормального торгового партнера и окончательно отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника, действие которой ежегодно приостанавливается специальными актами американского парламента.

До этого, 27 января, «Роснефть» и Exxon Mobil объявили о сделке на 1 млрд долларов, предмет которой — совместная добыча нефти в Черном море. Российская компания имеет права на добычу, американская — необходимые для этого технологии. Аналогичное соглашение «Роснефть» заключила и с Chevron 17 июня 2010 года. Эти сделки демонстрируют, какую эволюцию проделал американский лоббизм в России под действием частичной национализации отечественного нефтегазового сектора. Теперь американские нефтяные компании могут совершать крупные сделки с российскими контрагентами только при посредстве Кремля, в отличие от времен, когда можно было общаться напрямую.

Было время, когда преобладали прямые контакты с частными компаниями — по той простой причине, что большая часть нефтегазового сектора находилась в частной собственности (пока Кремль не приступил к реализации идеи энергетической сверхдержавы). Например, Exxon Mobil семь лет назад планировал покупку пакета акций ЮКОСа, основной актив которого — «Юганскнефтегаз» — сейчас принадлежит «Роснефть». Другие примеры сделок на российском нефтяном рынке, которые западные компании успели в свое время заключить «минуя Кремль»: Exxon Mobil c 2003 года добывает нефть в рамках проекта «Сахалин-1», объем инвестиций составил более 6 млрд долларов; концерн Conoco Phillips купил в 2004 году за 2 млрд долларов 7,6% акций «Лукойла» а после увеличил свою долю до 10%.

Политическая мимикрия

Возможно, Американская торговая палата в России (АТПР) ставит вступление РФ в ВТО в качестве приоритета своей деятельности, чтобы получить политическую поддержку Кремля. Подобной стратегией пользуется и израильское лобби в США. Например, с 11 сентября 2001 года Американо-Израильский комитет по общественным делам едва ли не основной своей задачей декларирует контроль за исполнением антитеррористического законодательства.

Важно подчеркнуть, что, с одной стороны, все американские нефтяные компании — активные члены АТПР, а с другой, торговля углеводородами не регулируется ВТО. То есть Chevron и Exxon Mobile не имеют непосредственной заинтересованности во вступлении нашей страны в ВТО. Однако членство в этой организации будет означать, что Россия бесповоротно встала в «мейнстрим» мирового экономического развития, и идея «чучхе» ей не грозит. Деловой климат станет более предсказуемым, появится дополнительный способ разрешения деловых конфликтов — «судебные» механизмы ВТО. Единственная сфера, где членство в ВТО может оказать прямое влияние на нефтяные компании, будь то американские или российские — это поставка труб для нефтепроводов. Однако в нашей стране нет рынка труб, все контракты заключаются напрямую в рамках отношений, выстроенных десятилетиями. Чужакам будет пробиться очень сложно.

9 декабря 2010 года Барак Обама на заседании президентского совета по экспорту заявил, что «Россия должна быть членом ВТО». По правилам ВТО все члены этой организации должны иметь статус страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями». Россия имеет статус страны с «временными нормальными торговыми отношениями» из-за пресловутой поправки 1976 года Джексона-Вэника.

Чтобы ее отменить АТПР призывает своих членов: во-первых, подать сведения Ernst &Young для составления обзора успешности американских компаний в РФ, этот документ планируется направить в конгресс США. Во-вторых, включить свои вашингтонские представительства по отношениям с правительством в работу над согласованной стратегией продвижения идеи членства России в ВТО. В-третьих, участвовать во встречах с членами палаты представителей и сенаторами по проблеме предоставления России статуса страны с «постоянными нормальными торговыми отношениями».

Экспорт культуры лоббирования

Придя на российский рынок, американские компании привнесли и практикуемые на родине формы представительства интересов: отделы по отношениям с правительством; найм консалтинговых компаний, будь то фирмы юридические, лоббистские или по связям с общественностью; использование дипломатических структур в отстаивании интересов за рубежом, «зонтичные» структуры — торговые и промышленные палаты, деловые советы, объединения.

Среди американских юридических фирм, которые открыли московские отделения еще в 1994 году и предоставляют клиентам лоббистские услуги: Akin Gump Strauss Hauer & Feld (среди сотрудников — бывший посол США в РФ Р. Страус), эта компания сыграла ключевую роль в организации сделки по обмену активами между Conoco Phillips и “Лукойлом”; юридический гигант Hogan & Hartson. Крупнейшей американской лоббистской фирмой, работающей на рынке консалтинговых услуг России, является Cassidy & Associates, офис в Москве был открыт в 2003 году в связи с клиентом — РАО “ЕЭС России”. Поскольку важнейшим инструментом лоббирования является работа со СМИ, то важно отметить, что в 2007 году одно из лидирующих пиар агентств США Fleishman-Hillard вышло на российский консалтинговый рынок.

Здесь также стоит отметить важнейшую роль, которую играет Торговое представительство США в нашей стране. Из личных бесед с американскими дипломатами автору статьи стало известно, что сотни американских компаний обращаются в торгпредство в Москве для решения вопросов с российским правительством: модификация того или иного неблагоприятного ведомственного циркуляра, участие в тендере и т.п. Во многих случаях проблему удается решить. За отдельные категории услуг взимается плата, установленная конгрессом США. Подобная эффективность стала во многом возможной благодаря деятельности Российско-Американской президентской комиссии, все мы помним ее предшественника комиссию «Гор — Черномырдин». Сейчас уровень сотрудничества поднялся до глав государств. Как рассказывали американские дипломаты, ранее взаимодействие осуществлялось на уровне президентов, министров и их заместителей. Теперь межправительственные контакты между главами департаментов, управлений и даже отделов — рядовое явление.

АТПР продвигает в России интересы 853 своих членов в нашей стране, среди которых и ранее упоминавшиеся нефтяные компании, а также Akin Gump Strauss Hauer & Feld. Еще в 1991 году группа американских бизнесменов создала неформальную структуру — Американский деловой клуб. Через 2 года эта организация подала заявку в Торговую палату США об открытии на ее основе официального представительства в Москве. В 1994 году Л. Бенсен, тогда министр финансов, США, и У. Кристофер, госсекретарь США, открыли представительство Торговой Палаты США — АТПР. Миссией этой организации является создание благоприятного климата для бизнеса в РФ путем создания площадок для взаимодействия членов палаты, политиков и руководителей предприятий США и России.

Среди последних ее мероприятий были брифинги: 3 декабря 2010 года с президентом Татарстана Р.Миннихановым о возможностях для инвестирования в этой республике, 30 ноября 2010 года с участием депутата ГД РФ И.Пономарева о коммерциализации российских высоких технологий, 21 мая 2010 года с О.Артамоновым, директором департамента ФМС РФ по международным и общественным связям, о новых правилах выдачи виз высококвалифицированным работникам. Реформа российского законодательства о залоге и ипотеке также крайне важна для АТПР. Ряд американских банков, таких как Citibank, активно работают на нашем рынке и продвигают привычную им — американскую — систему нормативно-правового регулирования ипотечного кредитования. В октябре 2010 года подробный проект, разработанный фирмами White & Case и «Линия права», был направлен в Министерство экономического развития РФ.

В заключение следует сказать, что придя на российский рынок, американский бизнес принес с собой и современную корпоративную культуру управления, и эффективные методы продвижения интересов в органах государственной власти. Активно отстаивая свои коллективные интересы, американские бизнесмены и их организации демонстрируют несвойственную российским объединениям промышленников открытость работы: на сайте АТПР имеется достаточно полная информация о текущих целях лоббистской деятельности, реакции государственных лиц и достигнутых результатах. Остается надеяться, что российские контрагенты американских предпринимателей будут более активно использовать опыт своих коллег.

Источник:  http://www.finansy.ru

Иммиграция в Чехию Бизнес в Чехии .